В этой теме я предлагаю поговорить о том, с чего надо начинать реорганизацию школы.
Под реорганизацией в первую очередь я подразумеваю создание таких условий, при которых будут счастливы и учителя и ученики. Для этого учителям необходимы:
- Достойная оплата труда на одну ставку (высокая, чтобы была конкуренция, и в школе оставались бы только талантливые педагоги);
- Создание условий для плодотворной работы (учитель не должен участвовать в процессе создания условий, сборы денег на ремонт и оборудование класса, учебные пособия и т.д.);
- Учитель должен обладать возможностью высказать свое мнение, оценить эффективность работы чиновников управления образованием, иметь рычаги цивилизованного воздействия на этих чиновников (для этого надо иметь сильный профсоюз имеющий право на участие в кадровой политике по формированию органов управления образованием - своего рода обратная связь учитель-руководство).
Конечно все это должно быть чётко закреплено законодательством, что в настоящее время не осуществимо, так как это законодательство формируется чиновниками и направлено на властное управление педагогическим составом.
Значит все дело упирается в представительство учителей в депутатском корпусе.
Готовы ли они к этому? Хватит ли смелости и грамотности?
Как нам сделать счастливую школу
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться1Чт, 23 Дек 2010 21:59:34
Поделиться2Чт, 23 Дек 2010 22:21:31
Для затравки, с целью показать существующее положение школы, предлагаю статью из газеты "Удмуртская Правда" (№ 138 вторник, 07 декабря 2010)
Монолог отчаяния директора школы
Директорский состав в системе образования – это элита, которая живет в условиях жесткой дисциплины. От директоров школ зависят не только уровень образования в их учреждении, жизнь и здоровье детей в школе, занятость школьников во внеурочное время, но и ситуация с криминальной и социальной обстановкой в микрорайоне и даже результаты выборов на их избирательном участке. Именно от них зависит качество выполнения госзаказа на образование, а также исполнение требований руководства всех уровней. Они лучше всех знают ситуацию в образовании и установку «сор из избы не выносить». Они – опора системы. И это прецедент общественной значимости, когда школьный директор обращается в редакцию со словами: «Молчать не могу, говорить нельзя, а жить становится все хуже и хуже». Да, сегодня его речь анонимна, и все-таки это попытка начать публичный разговор о бедственном положении школ.
- Сейчас за все отвечает директор школы, а деньгами распоряжается учредитель муниципальных образовательных учреждений – Администрация г. Ижевска. Уже, наверное, все знают, что на подготовку школ к новому учебному году денег не дают, а мы регулярно получаем на учебный год предписания Роспожнадзора. Как вы думаете, какие суммы стоят за требованиями: выполнить систему вытяжной противодымной вентиляции; выходы на кровлю через противопожарные двери; защитный слой кровли? И тут же предписания Роспотребнадзора: продолжить замену учебной мебели; сделать отделку учебных помещений, пищеблока, спортзала, рекреаций; завершить комплектование… На это нужны огромные деньги. Но откуда их взять, если из централизованной бухгалтерии мы давно ничего не получаем? На предписания денег тоже не выделяют. Директоров вызывают в суд, мировые судьи признают их виновными в совершении административных правонарушений и назначают штрафы от 1000 до 10 000 рублей. Откуда их взять?
Теперь везде и за все берут деньги. Все мероприятия вне школы требуют оргвзносов: выставляешь команду спортсменов – плати 200 рублей, посылаешь ученика на научно-практическую конференцию – плати 1500 рублей…
И тут в одной рекламной газете появляется статья «Куда уходят деньги?», где школы жестко обвиняются в поборах. Журналист и редакция явно считают, что выступают на стороне справедливости. Но знают ли они всю правду? Знают ли, что у школ теперь нет договоров на вывоз мусора? Мы вывозим его за свой счет. Теперь нам «светит» самим оплачивать связь. Учредитель фактически отказывается от содержания школ, мы держимся более-менее только за счет субвенций республики на оборудование и наглядные пособия. Нам давно не дают мебели, стекол, моющих средств. Как мыть школу – об этом вообще никто не думает. Еще в 90-х годах, когда сода стоила 7 копеек, на моющие средства школа получала по 100 рублей в месяц. Теперь в школах правило: каждый ученик в учебном году должен принести пачку порошка, мыла, рулон туалетной бумаги.
Мы уже не знаем, что такое заключать договоры на год – заключаем их поквартально, помесячно, потому что неплатежеспособны. И все же с нами за неплатежи судятся «Охрана», «Чистый город» и т.д.
Откуда школа может взять деньги, если исключить родительскую помощь? Оказывать платные дополнительные услуги. Именно эти деньги (за вычетом налога в 26,2 процента и 30 процентов на оплату труда педагога, дающего эти услуги) шли в бюджет школы на ее развитие. Теперь Городская дума Ижевска предписала нам направлять их на оплату содержания зданий, коммунальные услуги. Прежде мы направляли на коммуналку 5 процентов, потом 20, сейчас 50 процентов. Оказывать образовательные платные услуги стало невыгодно.
Журналисты лихо обвиняют школы, и после таких публикаций нам предъявляются родительские претензии. При этом наше руководство никак не помогает своим директорам, не защищает интересы образования на уровне города, зато всегда готово отчитаться в принятых мерах.
Что делает в этой сложнейшей ситуации Управление образования? Оно шлет нам по тридцать писем в день. Сегодня, скажем, с 9.00 до 13.30 оттуда пришло шестнадцать сообщений. Прислали статистику исполнительской дисциплины (как мы отчитываемся начальнику управления), потребовали организовать посещение музея, сдать отчет по политехническому направлению, организовать конкурс сочинений для МВД, отчитаться перед радиозаводом, сколько наших выпускников работает за пределами Удмуртии, отчитаться о проведении мероприятий по плану управления: кто присутствовал, кто отсутствовал, принять меры к тем, кто не участвовал. Еще пригласили на учебу по предпринимательству – это значит, что мы ее должны оплатить. А вот интересное письмо! Оно послано 10 минут назад – в 13.49, и там предлагается заявить о своих потребностях в субсидиях до 16.00 этого же дня. У нас есть всего два часа, чтобы успеть увидеть это письмо, описать свои проблемы, оформить заявку и отослать ее. Вы говорите, что это издевательство над директором, сотрудники управления ответят, что это оперативная работа.
Особая наша беда, что живой школьной жизнью, такими сложными человеческими отношениями «учитель-ученик-родитель» «сверху» руководят люди, влюбленные только в циркуляры. Вот какое предписание шлет наш начальник: «С целью организационно-методического руководства, организации проведения экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства по составлению номенклатуры дел, контроля за своевременным согласованием номенклатуры дел с ЦЭК Управления образования просим вас… предоставить копии титульных листов номенклатуры дел учреждения»…
При этом нас регулярно пинает пресса - за взносы с родителей и наше начальство – за плохую работу с родителями, когда этих взносов мало. С каждым годом ситуация все хуже: вложений в муниципальные образовательные учреждения все меньше, требований и санкций – все больше.
Школа при этом должна котироваться, учителя профессионально расти, и мы отправляем их на учебу в столицу, к авторам учебников. И знаем другую жизнь в образовании. В Москве, к примеру, учебники и питание для школьников бесплатные, за победу в конкурсе на озеленение (как наш «Ижевск - цветущий город») школа получает 300 тысяч рублей. Школы ремонтируют к учебному году не родители и учителя, а эксплуатационные службы департамента округа города. Задача директора – выйти из отпуска и принять их работу. Учителя начальных классов там получают 45 тысяч рублей, а наши - 7 тысяч рублей.
Мы живем другой жизнью: бедной, беспросветной. Контролировать и наказывать – вот к чему сегодня свелись функции, работа и забота нашего Управления образования.
- Скажите, если бы вам предложили начать жизнь сначала, вы бы пошли в школу?
- Нет.
- Почему в свое время вы согласились стать директором?
- Потому что были времена, когда директору школы звонили и говорили: вам выделили шесть электрических чайников, забирайте. Вам дают три комплекта мебели, подъезжайте с машиной туда-то.
- Если в материале прозвучит номер вашей школы, что можно ожидать?
- Меня уволят.
- Что же делать в такой ситуации?
- Надо начинать говорить о ней публично, и говорить в серьезных республиканских СМИ. Надо озадачить этими больными вопросами депутатов. Школа должна быть местом социальной надежности, культуры и образования, а не зоной конфликтов, которые провоцирует бедность.
Софья РОМАНОВА
http://www.facebookloginhut.com/facebook-login/
0Share
Поделиться3Пт, 24 Дек 2010 00:50:09
учитель не должен участвовать в процессе создания условий, сборы денег на ремонт и оборудование класса, учебные пособия и т.д
согласен.
На сегодняшний день этим должен заняться попечительский совет класса, школы. К сожалению понятие "попечительский совет" насегодня извращено до невозможности и вызывает отторжение у родителей по непонятным мне причинам. Хотя в своём классе, как родитель, я обьяснил, что попечительский совет это не зверь какой-то - это "мы с вами" и не "поборами" называется сбор денег в классе и в школе, а финансовой безвозмездной помощью, поскольку государство не способно, как было раньше, обеспечивать образование и кто, в наше время, больше заинтересован в образовании НАШИХ детей. Ответ ясен.
И на мой взгляд, это наверно, пусть не шаг, а полшага к частным школам. Частным школам не для "денежной элиты", а для для желающих дать ОБРАЗОВАНИЕ.
Поделиться4Пт, 24 Дек 2010 01:04:14
мы регулярно получаем на учебный год предписания Роспожнадзора
г. Чайковский школа № 2. (учашихся более 1500 чел)
По предписанию Роспожнадзора сумма работ составила ок. 2 млн руб. Администрация школы вышла на администрацию города по вопросу выделения ден. средств на устранение замечаний. В случае не решения проблемного вопроса администрация школы обратится в прокуратуру.
Поделиться5Пт, 31 Дек 2010 17:16:46
Всех педагогов с Новым Годом! Здоровья, доброты, ума и смелости!