Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.08.99 № 1134, попечительские советы должны осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательных учреждений
Попечительский совет.
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться2Вт, 21 Дек 2010 23:31:17
Из истории попечительства в России
В России имеется большой опыт попечительства в системе образования. Первые попечительские советы в России появились еще в 1860 году. Попечитель, как правило, из богатых купцов и дворян, избирался или утверждался городской думой сроком на три года. У начальных народных училищ, гимназий, школ, коммерческих училищ в соответствии с законом должны были быть попечители и функционировать попечительские советы. Среди целей создания попечительских советов были: привлечение свободных средств населения округа и материальная поддержка высокоодаренных детей, установление общественно-государственного контроля за деятельностью учебного заведения на своей территории и координация деятельности региональных и местных (губернских, уездных, окружных, городских) органов самоуправления в «заведовании учебными заведениями». Будучи избранными в попечители, богатые и известные горожане имели возможность влиять на образовательную политику учебного заведения.
В то время также существовала проблема недостаточности государственного финансирования, и средства попечителей были важным источником внебюджетного финансирования учебных заведений.
Были приняты нормативные акты, регламентирующие деятельность попечительских советов. Так, в Высочайше утвержденном 26 марта 1907 г. Положении о попечительствах при начальных училищах предусматривалось следующее:
1. При начальных училищах всех наименований могут учреждаться попечительства, на которые возлагаются заботы о благоустройстве училищ и об улучшении положения учащих и учащихся в них. По желанию населения для нескольких училищ может быть учреждено одно общее попечительство.
2. Открытие попечительств разрешается по ходатайству содержателей училищ, местным уездным или городским училищным советом.
3. В состав попечительств входят: попечитель или попечительница училища, законоучитель, учитель или учительница, заведующие училищем; представитель от земства или города и выборные лица от местного населения, пользующегося училищем (избираются на три года).
4. Попечительства должны заботиться о том, чтобы всем детям школьного возраста данной местности была предоставлена возможность учиться в школе. В этих целях попечительства могли устраивать помещения для ночлега учеников, доставлять подводы для проживающих на больших расстояниях, снабжать неимущих учеников одеждой, обувью, пропитанием и т.д.
5. Попечительства рассматривают хозяйственные нужды школы, составляют предложения и изыскивают средства для их удовлетворения, а также заботятся о наиболее хозяйственном производстве расходов по содержанию школы.
6. При изыскании средств для удовлетворения училищных нужд попечительства имеют право: принимать пожертвования деньгами, учебными пособиями, книгами, одеждою и другими предметами, соответствующими целям попечительства, устраивать с надлежащего разрешения концерты и публичные чтения.
7. Попечительства собираются в установленные ими сроки, а также по мере надобности. Для действительности постановлений необходимо присутствие на заседании не менее половины числа членов. Дела решаются простым большинством голосов, причем голос председателя при равенстве голосов дает перевес.
В Высочайше утвержденном 25 июня 1912 г. Положении о высших начальных училищах также присутствовала глава V «О попечительном совете», которая устанавливала, что попечительские советы при высших начальных училищах состоят из лиц, избираемых в числе не более 6 на три года содержателями училищ из заведующего училищем, двух лиц, избираемых педагогическим советом из своей среды, одного лица, назначаемого попечителем учебного округа, и почетного попечителя училища.
В компетенцию попечительского совета при высшем начальном училище входили:
1) выбор заведующего, законоучителя, преподавателей, врача и представление об их утверждении в установленном порядке;
2) рассмотрение годовых отчетов о состоянии училища и представление по ним заключения директору народных училищ и содержателю училища;
3) ежемесячная проверка сумм и отчетов по приходам и расходам;
4) представление контрольной палате в установленные сроки отчетов о расходе средств, отпускаемых из казны;
5) наблюдение за исправностью и сохранностью материальной части училища;
6) представление попечителю учебного округа об установлении платы за обучение и ее размера в училищах, содержащихся за счет средств казны;
7) освобождение от платы за учение по согласованию с педсоветом малообеспеченных учащихся;
8) представление директору народных училищ об открытии или закрытии параллельных отделений и общих ученических квартир;
9) составление сметы расходов по содержанию училища, если оно не содержится исключительно на средства казны;
10) изыскание средств к материальному улучшению училища.
В случаях отсутствия попечительских советов перечисленные обязанности, кроме указанных в п. 1, возлагаются на педагогический совет, а указанные в п. 1 – на директора народных училищ.